Таинство Крещения

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мф 28, 19; Мк 16, 16) — этими словами Христос Господь установил первое из семи таинств: таинство Крещения.

В таинстве крещения Христос омывает нас от первородного греха, отпускает все грехи, совершённые до крещения, дарует сверхприродный дар освящающей благодати Божией, возрождает к новой жизни чад Божиих и включает в общину Народа Божия — Церковь, знаменуя душу неизгладимой печатью.

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1, 12-13).

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3, 27). С момента крещения христиане, освящённые благодатью Христовой, призваны и обязаны исповедовать веру и жить согласно учению Христ

Совершение обряда крещения детей является выражением веры их родителей, обязующихся воспитывать своих детей в христианской вере. По мере взросления, крещёный в младенчестве человек сознательно исповедует свою веру, подтверждает своё крещение и возобновляет обетования, принесённые в обряде крещения.

Крещение совершается посредством внешнего знака — троекратного поливания головы крещаемого водой, что символизирует очищение, и в словах: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». С величайшей заботой Церковь готовит кандидатов к крещению. В древности такой период подготовки (катехуменат) длился порою несколько лет. Родители-католики, прося Церковь о крещении для своих детей, возлагают на себя ответственность за развитие сверхприродной жизни, которую их дети восприняли в таинстве святого крещения.

При совершении обряда крещения, как ребёнка, так и взрослого, Церковь, по древнему обычаю, требует присутствия крёстных, из которых один обязательно должен быть примерным католиком. Своим примером, молитвой и помощью они обязаны поддерживать развитие религиозной жизни своего крестника.

Литургия таинства крещения детей

Литургия состоит из четырёх частей.

1 часть. Обряд принятия ребёнка

Крещение совершается, как правило, в воскресенье, поскольку в этот день Церковь празднует Пасхальную тайну. Детей, родившихся за последнее время, желательно крестить одновременно, в присутствии родственников и знакомых.

Предстоятель либо служитель таинства спрашивает родителей ребёнка:

С. Какое имя вы выбрали для своего ребёнка?

Родители отвечают: N.

С. Чего вы просите у Церкви Божией для N?

Родители отвечают: Крещения.

В приведённом выше диалоге предстоятель может использовать и другие слова. На второй вопрос родители также могут ответить другими словами, например: «Благодати Христовой», или «Принятия в лоно Церкви», или «Жизни вечной». Этот ответ даёт каждая из семей в отдельности.

Предстоятель либо служитель таинства обращается к родителям:

С. Дорогие родители, испросив крещения для вашего ребёнка, вы принимаете на себя обязанность воспитывать его в христианской вере, учить его любить Бога и ближних. Осознаёте ли вы свою обязанность?

Родители отвечают вместе: Осознаём.

Затем предстоятель или служитель таинства обращается к восприемникам со следующими словами:

С. Дорогие восприемники, готовы ли вы помогать родителям этого ребёнка в их христианском воспитании?

Восприемники отвечают вместе: Готовы.

С. N, христианская община с большой радостью принимает тебя. От имени этой общины я осеняю тебя знамением креста. После меня и вы, родители и восприемники, запечатлейте на вашем ребёнке знак Иисуса Христа, нашего Спасителя.

Затем он молча налагает большим пальцем знак креста на лоб ребёнка, после чего то же самое делают родители и восприемники.

2 часть. Литургия Слова

Священник читает отрывки из Священного Писания и произносит короткую проповедь, призывая родителей и восприемников с готовностью принять обязанности, связанные к принятием детей в Церковь. Затем призывает всех к особой, тихой молитве. Затем следует молитва верных, на воззвания которой присутствующие отвечают: Услышь нас, Господи.

Молитва завершается воззваниями о заступничестве Святых, на которые отвечаем: Молись о нас (или: Молитесь о нас).

Грехопадение наших первородителей было вызвано искушением сатаны. Из-за него человек утратил жизнь Божию — состояние благодати. Поэтому священник молится затем об освобождении ребёнка от злого духа. В завершение молитвы мы отвечаем: Аминь.

Затем присутствующие идут в процессии к купели, где происходит крещение ребёнка.

3 часть. Литургия таинства

По пришествии к купели служитель таинства напоминает участвующим повеление Божие, Который восхотел душу и тело человека освятить водой. Например, говорит:

С. Помолимся всемогущему Богу, чтобы Он даровал этому ребёнку новую жизнь от воды и Святого Духа.

Далее следует обряд освящения воды или благодарственная молитва над водой, а затем отречение от зла. Служитель таинства обращается к родителям и восприемникам:

С. Дорогие родители и восприемники, Бог любит вашего ребёнка и дарит ему (ей) в таинстве крещения новую жизнь от воды и Святого Духа. Старайтесь воспитывать его (её) в вере так, чтобы сохранить в нём (ней) Божественную жизнь от тлена греха и создать условия для её постоянного развития. Поэтому, если вы, руководствуясь своей верой, готовы принять на себя эту обязанность, то, вспоминая собственное крещение, отрекитесь от греха и исповедайте веру в Иисуса Христа, веру Церкви, в которой ваш ребёнок примет сегодня крещение.

Затем спрашивает их:

С. Отрекаетесь ли вы от греха, чтобы жить в свободе детей Божиих?

Родители и восприемники отвечают: Отрекаюсь.

С. Отрекаетесь ли вы от соблазнов неправедной жизни, чтобы грех не господствовал над вами?

Родители и восприемники отвечают: Отрекаюсь.

С. Отрекаетесь ли вы от сатаны, виновника и князя греха?

Родители и восприемники отвечают: Отрекаюсь.

Затем служитель таинства спрашивает родителей и восприемников об их вере:

С. Веруете ли вы в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли?

Родители и восприемники отвечают: Верую.

С. Веруете ли вы в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?

Родители и восприемники отвечают: Верую.

С. Веруете ли вы в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?

Родители и восприемники отвечают: Верую.

С. Такова вера Церкви. Такова наша вера, исповедание которой является нашей славой в Иисусе Христе, Господе нашем.

Все отвечают: Аминь.

Служитель таинства приглашает семью подойти к купели и просит назвать имя ребёнка. Затем спрашивает родителей и восприемников:

С. Желаете ли вы, чтобы N принял (приняла) крещение в христианской вере, которую мы только что вместе исповедали?

Родители и восприемники: Желаем.

После этого служитель таинства совершает крещение, произнося:

N, Я КРЕЩУ ТЕБЯ ВО ИМЯ ОТЦА,

погружает ребёнка в воду или льёт ему на голову воду в первый раз,

И СЫНА,

погружает ребёнка или льёт ему на голову воду вторично,

И СВЯТОГО ДУХА.

погружает ребёнка или льёт ему на голову воду в третий раз.

После этого участвующие произносят или поют краткое славословие:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Если крещение совершается через возлияние воды, рекомендуется, чтобы ребёнка во время крещения держали мать или отец.

Однако там, где этого требуют традиции, ребёнка может держать крёстная или крёстный. Они же должны поднять ребёнка из воды, если крещение осуществляется через погружение.

Обряд дополняется помазанием елеем, что означает включение крещёного в царственное священство и введение его в общину Народа Божия.

С. Бог всемогущий, Отец Господа нашего Иисуса Христа, возродивший тебя водою и Святым Духом и даровавший тебе отпущение всех грехов, Сам дарует тебе помазание спасения, чтобы, сопричтённый ко святому Его народу, ты пребывал в единении со Христом — Священником, Пророком и Царём — ради жизни вечной.

Все отвечают: Аминь.

Служитель таинства помазывает святым миром темя ребенка.

Обряд завершается возложением белой одежды и вручением зажжённой свечи, принесённой крёстными.

Служитель таинства говорит:

С. N, ты стал (стала) новым творением и облёкся (облеклась) во Христа. Прими белую одежду и сохрани её незапятнанной вплоть до суда Господа нашего Иисуса Христа, чтобы обрести жизнь вечную.

Все: Аминь.

На ребёнка надевается белая одежда (либо что-то, символизирующее её), которую должны были принести с собой родственники ребёнка.

Зажигается свеча от пасхала, и вручается родителям. Служитель таинства, обращаясь к ним, говорит:

С. Примите свет Христов.

Затем говорит:

Дорогие родители и восприемники, вам доверяется хранить этот свет, чтобы ваш ребёнок, озарённый светом Христа, всегда поступал как сын (дочь) света и, сохранив твёрдость веры, вместе со всеми святыми мог (могла) встретить грядущего Господа в Царстве Небесном.

Если восприемники во время крещения держали ребёнка, они передают его матери.

4 часть. Завершение обряда

Если крещение совершалось вне пресвитерия, совершается процессия к алтарю, во время которой несётся зажжённая свеча крещёного ребёнка. Можно петь соответствующую песню.

Предстоятель, встав перед алтарём, обращается к родителям, восприемникам и всем присутствующим:

С. Дорогие братья и сёстры! Этому ребёнку, возрождённому в таинстве крещения, дарована новая жизнь, ибо он теперь стал чадом Божиим. В таинстве миропомазания он обретёт полноту Святого Духа, а в святом причащении станет участником Трапезы Господней и вместе со всеми верующими будет называть Бога своим Отцом. Поэтому помолимся от имени этого ребёнка, как научил нас Господь Иисус Христос.

Все поют или произносят вместе с предстоятелем Молитву Господню:

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.

Мать, держа на руках ребёнка, подходит вместе с отцом к предстоятелю, который благословляет сначала мать, затем отца, а после — всех присутствующих. Если возможно, после благословения все поют соответствующую песнь, выражающую пасхальную радость и благодарение, или «Величит душа Моя Господа».

Крещение ребёнка при угрозе смерти, когда нет священнослужителя. При опасности смерти, крестить ребёнка может любой верующий.

Для крещения надо приготовить воду (может быть, даже не освящённую).

Возле больного ребенка собираются его родители, восприемники и, если это возможно, также родственники и близкие.

Один из верующих, имеющий определённую подготовку, начинает читать следующую молитву:

Попросим всемогущего Бога о милосердии к этому ребёнку, который должен получить благодать святого крещения, к его родителям и восприемникам, а также ко всем крещёным.

Все отвечают: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя об этом ребёнке: через святое крещение прими его в общину Своей Церкви.

Все отвечают: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, даруй ему через святое крещение дух усыновления.

Все отвечают: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, соделай его через святое крещение общником смерти и воскресения Христа, Сына Твоего.

Все отвечают: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, обнови во всех, здесь присутствующих, благодать святого крещения.

Все отвечают: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя обо всех учениках Христа, объединённых святым крещением в одну общину: сохрани их в единой вере и любви.

Все отвечают: Услышь нас, Господи.

Молитва заканчивается такими словами:

Боже, Источник жизни и любви, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Ты утешаешь родителей в их тревогах и окружаешь Своей опекой больных детей. В Своей любви Ты возрождаешь их для жизни вечной. Благосклонно прими наши моления. Не допусти, чтобы грех овладел этим ребёнком, яви Своё милосердие и прими его в Царство Твоего Сына.

Сделай так, чтобы этот ребёнок, которому мы даём имя N, возродившись от воды и Духа Святого, уподобился Христу в тайне Его смерти и воскресения и, причисленный к избранным Твоим, получил наследие Христа и обрёл радость в общении с Тобою, Который живёшь и царствуешь с Единородным Твоим Сыном и со Святым Духом во веки веков.

Все отвечают: Аминь.

Следует исповедание веры. Совершающий крещение обращается ко всем присутствующим:

Вспоминая собственное крещение, исповедуем веру в Иисуса Христа. Это — вера Церкви, в которой этот ребёнок принимает крещение.

После этого он спрашивает:

Веруете ли вы в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли?

Все отвечают: Верую.

Веруете ли вы в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?

Все отвечают: Верую.

Веруете ли вы в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?

Все отвечают: Верую.

Можно также исповедовать веру, прочитав Апостольский Символ веры.

Совершающий таинство, троекратно возливая воду на голову ребёнка, крестит его во имя Пресвятой Троицы:

N, Я КРЕЩУ ТЕБЯ ВО ИМЯ ОТЦА,

льёт воду на голову ребёнка в первый раз,

И СЫНА,

льёт воду на голову ребёнка вторично,

И СВЯТОГО ДУХА.

льёт воду на голову ребёнка в третий раз.

Опуская все другие обряды, можно совершить облачение в белую одежду. Совершающий крещение произносит:

N, ты стал (стала) новым творением и облёкся (облеклась) во Христа. Прими белую одежду и сохрани её незапятнанной вплоть до суда Господа нашего Иисуса Христа, чтобы обрести жизнь вечную.

Все отвечают: Аминь.

В заключение читается Молитва Господня.

Отче наш…

В случае близящейся смерти достаточно, чтобы совершающий крещение, опуская другие обряды, возлил на ребёнка воду, произнося при этом обычную формулу крещения. Желательно, чтобы это происходило в присутствии одного или двух свидетелей.

Если ребёнок выживает, его необходимо принести в храм для восполнения обряда.

Обновление крещальных обетов

В день Первого причастия, миропомазания, принятия таинства больных, в годовщину крещения и в иных случаях мы обновляем свой завет с Богом.

С. Спрашиваю каждого из вас: отрекаетесь ли вы от греха, чтобы жить в свободе детей Божиих?

В. Отрекаюсь.

С. Отрекаетесь ли вы от соблазнов неправедной жизни, чтобы грех не господствовал над вами?

В. Отрекаюсь.

С. Отрекаетесь ли вы от сатаны, виновника и князя греха?

В. Отрекаюсь.

С. Веруете ли вы в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли?

В. Верую.

С. Веруете ли вы в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?

В. Верую.

С. Веруете ли вы в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?

В. Верую.

С. Такова вера Церкви. Такова наша вера, исповедание которой является нашей славой в Иисусе Христе, Господе нашем.

В. Аминь.

С. Через крещение вы стали храмом Божиим, и в знак благодарности за полученные блага произнесём все вместе:

В. Во имя Пресвятой Троицы, во имя Отца, сотворившего нас, и Сына, искупившего нас, и Святого Духа, освятившего нас, перед Пресвятой Девой Марией, Непорочной Богородицей, перед нашими Ангелами Хранителями, нашими святыми Покровителями и всеми Святыми, перед собравшимися здесь верующими мы обновляем принятый при крещении завет. Обещаем жить и умереть в святой христианской вере. Будем верны Иисусу Христу и Его Евангелию. Отче Предвечный, даруй нам для этого помощь Твою. Молим Тебя через Христа, Господа нашего, живущего и царствующего с Тобою в единстве Святого Духа, Бога, во веки веков.

Молитва о верности благодати крещения

Господи, силою смерти и воскресения Твоего Ты возродил меня к новой жизни в таинстве святого крещения и принял в общину Церкви Твоей, позволил мне стать чадом Божиим и наследником исполненной радости вечной жизни.

Будь прославлен, Боже в Пресвятой Троице единый, за дар Твоего призвания. Обнови во мне благодать святого крещения, чтобы соблюдая учение Иисуса Христа, я навсегда пребывал в Его любви и смело возвещал Его Евангелия.

Соделай, дабы я всегда был живым членом Церкви и вместе со всеми христианами пребывал в единстве веры, свидетельствуя о ней своей жизнью. Аминь.