Брак — это не судьба, нежданно «сваливающаяся» на человека, а задание, которое сам человек принимает на себя. В основании этого задания лежит любовь между двумя людьми: любовь, понимаемая не как минутное, даже самое сильное, эмоциональное переживание, а как нечто неизмеримо более прочное — любовь как акт воли, воли творить добро любимому человеку. Любовь как ответственность за другого человека. Заключение брака — это момент принятия на себя ответственности за другого, избранного и любимого человека, навсегда. Уже в период наречения имеет место определённая ответственность за партнёра, однако в сам момент заключения брака эта ответственность принимается человеком окончательно и бесповоротно.
С момента заключения брака мы имеем дело уже не с союзом двух людей, которых связывают некие общие дела, а с совершенно новой реальностью — общиной. В ней уже нет ни личных утрат, ни личных приобретений, но всё общее. Эта община возникает в момент сознательного принятия решения «навсегда», но формируется и развивается на протяжении всей оставшейся жизни. Брак — это принятие ответственности за развитие этой общины.
Очень важно начать и продолжать супружескую жизнь с убеждением, что подлинная любовь — это непрестанное созидание и развитие. К такой любви супругов делает способными благодать таинства брака. Таинственный брак, как и всякое другое таинство, включает человека в тайну Страстей и Воскресения Христа. Таинство брака обязывает и даёт супругам способность уподобить свою любовь любви Христа к Церкви — любви ко Христу, и в эту любовь их включает.
Любовь Христа к Церкви — это любовь освящающая. Из самой сути таинства брака следует, что любовь супругов также имеет освящающий характер. Поэтому каждодневные заботы о хлебе насущном, обыденные радости и печали, проблемы и успехи, сам супружеский акт и воспитание потомства имеют в христианском браке религиозный характер.
Семья, опирающаяся на таинственный брак, является основополагающим элементом, «кирпичиком» Вселенской Церкви. Она, по словам Второго Ватиканского Собора, является «домашней Церковью, в которой супруги, сотворённые по образу Бога живого… следуя Христу как началу жизни, в радостях и жертвах своего призвания через свою верную любовь становятся свидетелями той тайны любви, которую Господь открыл миру через Свою смерть и Своё Воскресение» (SC 52).
Будучи частью великой Вселенской Церкви, малая домашняя Церковь имеет в Божественном домостроительстве конкретное задание. Супружество и семья являются и строят Церковь Божию, а своим свидетельством и деятельностью призваны преображать мир как община жизни и любви.
Подобно другим таинствам, брак — это великое знамение веры и его действенность будет тем больше, чем больше семья и брак будут верны благодати Бога, полученной через таинство, и будут сотрудничать с этой благодатью.
Наречённым таинство брака преподает Сам Христос Господь в тот момент, когда они произносят друг перед другом слова супружеского обета, пред лицом Бога и Церкви, через который, взаимно отдавая себя друг другу и друг друга принимая, они заключают супружеский завет. Священник исполняет функцию свидетеля, который от имени Бога и Церкви принимает обет и благословляет союз новобрачных.
Таинственному браку присущи единство, святость и нерасторжимость:
— единство: между одним мужчиной и одной женщиной;
— святость: таинство брака особенным образом связывает человека с планом Творца и Спасителя по отношению к тому же человеку;
— нерасторжимость: через взаимное и обоюдное избрание супруги открываются для действия неизменно верного Бога, Который соединил их навеки в Своей любви.
Подготовка к таинству брака
За три месяца до заключения брака наречённые должны обратиться к настоятелю прихода, в котором живёт невеста, для написания предбрачного протокола, и представить ему следующие документы: паспорт, свидетельство о крещении, подтверждение своего участия в курсах для новобрачных. Объявления должны быть сделаны с амвона в течение трех последующих воскресений или церковных праздников, или же должны быть вывешены на приходской доске объявлений в течение восьми дней, на время которых должны приходиться два церковных праздника.
Перед написанием предбрачного протокола настоятель обязан проверить знание наречёнными основных истин веры. Наречённые должны знать: Отче наш, Радуйся Мария, Верую, шесть истин веры, десять заповедей Божиих, пять церковных заповедей, Ангел Господень, святой Розарий, семь таинств, форму крещения, пять условий таинства примирения, приготовление дома к таинству больных.
Непосредственной подготовкой к таинству брака являются предбрачные курсы, охватывающие основные сведения о браке, семье и воспитании детей.
В период подготовки к таинству брака наречённые должны приступить к таинству исповеди и принять святое Причастие перед первым объявлением и перед заключением брака, дабы участвовать в таинстве брака в состоянии освящающей благодати.
Брачный документ, подписанный в ЗАГСе, являющийся принятием на себя обязательств по отношению друг к другу, детям, обществу и государству, для католиков не равнозначен заключению брака и не даёт им возможности пользоваться правами супругов. Церковное право требует от католиков заключения брака в предписанной форме таинства.
Крещёные, сожительствующие вне церковного брака, серьёзно нарушают установленный Богом нравственный порядок. До тех пор, пока они не заключат таинственный союз, они не могут получить отпущения грехов и участвовать в Евхаристии, равно как и быть крёстными родителями и свидетелями при совершении таинства миропомазания.
Таинственный брак, запечатлённый и дополненный, нерасторжим.
Поэтому в Католической Церкви не существует понятия «развод». Отменить супружеский союз может лишь смерть одного из супругов. Развод, данный гражданским судом, упраздняет брак только с точки зрения гражданского права, но брачный завет, заключённый пред Богом и Церковью, остаётся ненарушенным, ибо в таинстве он стал новым Божественным творением, упразднить которое не в силах ни гражданская, ни духовная власть.
Молитва наречённых
Боже, Ты — сама жизнь и любовь. Вселенная исполнена следов Твоей благости и любви, человеку же Ты даровал волю и сердце, способное любить всё доброе и прекрасное. Призри на нас, связанных узами взаимной любви. Благодарим Тебя за то, что мы встретили Тебя и познали Тебя, за радость, которую нам принесло это знакомство с Тобой.
Пусть сердца наши покоятся в Твоей Отцовской длани, чтобы Ты всегда был нашей первой и величайшей любовью. Пусть в наших мыслях и чувствах будет лишь то, что приятно Тебе и в Тебе имеет начало. Да не оставит нас память о Твоём святом присутствии среди нас и о нашем достоинстве чад Божиих.
Соделай, дабы мы возрастали в благодати, в Твоей любви и исполнении заповедей Твоих. Аминь.
Родительское благословение
Перед тем, как отправиться в церковь, наречённые сердечно благодарят своих родителей за все благодеяния, и, преклонив колени, принимают от них благословение:
Сын мой (дочь моя), на новом жизненном пути да благословит тебя Всемогущий Бог, Отец и Сын и Святой Дух. Аминь.
Родители целуют сына (дочь) и знаменуют его чело знаком креста.
Литургия таинства брака
Таинство брака обычно совершается во время Мессы. Его можно совершить и вне Мессы, но тогда молодожёны должны попросить служить Мессу в их интенциях в другое время.
Обряд венчания совершается после Литургии Слова. Он начинается словами священника:
С. Возлюбленные N и N, вы слушали слово Божие, напомнившее вам о значении человеческой любви и супружества. Теперь от имени святой Церкви я желаю испытать ваши намерения.
N и N, имеете ли вы добровольное и искреннее желание соединиться друг с другом узами супружества?
Жених и невеста: Да.
С. Имеете ли вы намерение хранить верность друг другу в здравии и болезни, в счастии и в несчастии, до конца своей жизни?
Жених и невеста: Да.
С. Имеете ли вы намерение с любовью принимать детей, которых пошлёт вам Бог, и воспитывать их в христианской вере?
Жених и невеста: Да.
Эти три вопроса, предшествующие венчанию, имеют цель удостовериться в присутствии свидетелей о свободе выбора и о полной свободе вступающих в брак и о христианском подходе к неразрывности уз брака и к целям брака.
Затем все собравшиеся стоя поют гимн к Святому Духу, прося Духа Правды и Освятителя о дарах и благодати в браке.
Центральным моментом в обряде венчания являются супружеские обеты. Жених и невеста поворачиваются друг ко другу и подают друг другу правые руки. Священник связывает их столой.
Слова супружеской клятвы произносит вслед за священником жених, а затем таким же образом — невеста:
Я, N, БЕРУ ТЕБЯ, N, В ЖЁНЫ (В МУЖЬЯ) И ОБЕЩАЮ ТЕБЕ ХРАНИТЬ ВЕРНОСТЬ В СЧАСТИИ И В НЕСЧАСТИИ, В ЗДРАВИИ И БОЛЕЗНИ, А ТАКЖЕ ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ ТЕБЯ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ МОЕЙ.
Таинство брака свершилось. Венчание произошло пред Христом и пред общиной Церкви. Священник подтверждает заключение брака, говоря:
то Бог сочетал, того человек да не разлучает. И заключённый вами супружеский союз я подтверждаю и благословляю властью Вселенской Церкви во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Все отвечают: Аминь.
Священник снимает столу с рук молодожёнов.
После заключения брака священник благословляет обручальные кольца. Муж надевает на палец жены её кольцо, и обращаясь к ней по имени, говорит:
N, ПРИМИ ЭТО КОЛЬЦО КАК ЗНАК МОЕЙ ВЕРНОСТИ И ЛЮБВИ — ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА.
Также и жена надевает на палец мужа кольцо, повторяя эти же слова. Обручальные кольца, которые молодожёны надели себе на пальцы, становятся видимым знаком заключённого брака.
Дальше следует продолжение Мессы, Литургия предусматриваете теперь молитву верных.
Во время Евхаристической Литургии, во время приготовления даров молодожёны могут принести к алтарю жертвенные дары — хлеб и вино. Молодожёны принимают Причастие под двумя видами. Месса завершается особым благословением молодожёнов.
Если таинство брака совершалось вне Мессы, молитву о молодожёнах завершает благословляющая молитва священника и совместно произнесённая Молитва Господня «Отче наш».
Годовщину венчания супруги отмечают участием в Мессе, принятием Причастия, тихим обновлением супружеской клятвы, подарком для супруга. Во время праздничной трапезы зажигается свеча.
Принято торжественно отмечать серебряную, золотую и бриллиантовую годовщину венчания. Юбиляры занимают во время Мессы особые места. Священник уделяет им особое благословение и торжественно поёт гимн «Тебя, Бога, хвалим» («Te Deum»).
Молитва новобрачных
Отче наш, в руки Твои мы вверяем нашу совместную жизнь. Пребудь с нами в наших скорбях и радостях, благослови наш труд и усталость, благослови наш отдых. Помоги нам добросовестно исполнять обязательства, которые мы взяли на себя. Научи нас истинной верности, глубокому смирению по отношению друг к другу, и любви, лишённой эгоизма. Даруй нам терпение и мудрость в воспитании наших детей. Пусть наша семейная жизнь будет наполнена любовью, которая других людей привлечёт к Тебе, а каждый миг нашей совместной жизни дай прожить во славу Твою. Аминь.