Таинство Елеопомазания

Страдания и болезнь человека — это одна из труднейших проблем, всегда волновавших человечество. Не чужда она и христианам, однако свет веры помогает им глубже проникать в тайну страдания и само страдание переносить с мужеством. Ибо христиане понимают значение и ценность болезни для домостроительства спасения, опираясь не только на слова Христа, но также зная, что Христос, Который во время Своей земной жизни часто посещал и исцелял больных, и им окажет Свою любовь в их болезни.

Страждущие имеют в Церкви особое задание: своим свидетельством они остерегают других, дабы те не забывали о том, что существенно, сверхприродно, а также показывают, что искупление смертной жизни человека совершается в тайне страстей, смерти и воскресения Христа.

Тяжело больной человек нуждается в особой благодати Божией, чтобы под влиянием страха не пасть духом и под натиском искушений не поколебаться в вере. Поэтому Христос в таинстве елеопомазания даёт тем верным, кого коснулась болезнь, силу и защиту.

Через это таинство страждущим уделяется благодать Святого Духа, которая помогает всему человеку ко спасению, а именно — укрепляет его упование на Бога, позволяет бороться с искушениями сатаны и противостоять страху смерти.

Благодаря этой помощи больной человек может не только переносить связанные с болезнью страдания, но и преодолевать их.

Это таинство главным образом следует принимать в состоянии благодати, то есть после исповеди. Однако, если кто-то не имеет возможности исповедоваться, но имеет добрую волю примириться с Богом, тому в таинстве елеопомазания отпускаются даже смертные грехи.

Таинство елеопомазания не следует отрывать от нормального тока религиозной жизни. Если человек долго болеет, необходимо обеспечить ему постоянное пастырское попечение: посещения священника, регулярную исповедь и святое Причастие. Таинство елеопомазания следует рассматривать как помощь Церкви, предназначенную для больного человека. Будет очень хорошо, если семья поможет больному понять это таинство и подготовиться к нему. За больного необходимо много молиться. Если он равнодушен в вере, ему необходимо вежливо напомнить об обязанностях по отношению к Богу. В трудных случаях следует поставить в известность священника и попросить его о помощи. По мере возможности необходимо искоренять ложное убеждение в том, что принятие таинства елеопомазания в некоторой степени является знаком близкой смерти, и рекомендовать приступать к нему как только возникнет такая необходимость (то есть тяжёлая болезнь).

+

В комнате (больничной палате) следует провести уборку, стол накрыть чистой белой скатертью и поставить таким образом, чтобы больному был открыт к нему доступ. На столе поставить распятие, рядом с распятием зажечь две, или, по крайней мере, одну свечу. Если в доме есть свеча, освящённая 2 февраля в церкви — стоит зажечь именно эту свечу. Приготовить освящённую воду, кропило, кроме того — простую, чистую воду в стакане, а рядом с ним положить столовую ложку и несколько ватных шариков. Передняя часть стола должна остаться свободной, поскольку на ней священник раскладывает корпорал, на котором возлагает Пресвятые Дары. У входа священника следует встречать с зажжённой свечой, ибо это встреча Спасителя, а когда священник войдёт в комнату, все должны преклонить колени.

ЧИН ЕЛЕОПОМАЗАНИЯ БОЛЬНЫХ

I. Начальные обряды

Священник, входя в комнату, приветствует больного и присутствующих, окропляет освящённой водой помещение, произнося при этом соответствующие молитвы.

Затем следует исповедь больного, во время которой все выходят из комнаты.

II. Литургия слова

После исповеди или обряда покаяния наступает краткое чтение Священного Писания. Обычно читается отрывок из Евангелия об исцелении слуги сотника (Мф 8, 5-13). Священник может выбрать другой отрывок из Священного Писания. После Евангелия и краткой проповеди произносится молитва-литания, выражающая веру собравшихся и просьбы о благодати этого таинства.

III. Литургия таинства

После молитвы-литании священник в молчании возлагает руки на больного. Затем произносит благодарственную молитву над святым елеем.

Наступает важнейший обряд: помазание святым елеем. Священник помазывает лоб и ладони больного святым елеем, произнося при этом следующие слова:

С. ЧЕРЕЗ ЭТО СВЯТОЕ ПОМАЗАНИЕ ПО БЛАГОСТНОМУ МИЛОСЕРДИЮ СВОЕМУ ДА ПОМОЖЕТ ТЕБЕ ГОСПОДЬ БЛАГОДАТЬЮ СВЯТОГО ДУХА.

Все отвечают: Аминь.

С. И, ИЗБАВИВ ТЕБЯ ОТ ГРЕХОВ, ДА СПАСЁТ ОН ТЕБЯ И МИЛОСТИВО ОБЛЕГЧИТ ТВОИ СТРАДАНИЯ.

Все отвечают: Аминь.

Больной дважды выражает своё участие и даёт как бы подпись веры своим возгласом «Аминь».

После помазания священник произносит молитву, в которой просит Бога об исцелении от болезни и об облегчении боли души и тела, прощении грехов, возвращении к полному здоровью и к своим жизненным предназначениям.

Затем все произносят Молитву Господню «Отче наш». Если больной может принять причастие, священник преподаёт его и произносит молитву после причастия. В завершение священник уделяет торжественное благословение.

Молитва больного перед принятием таинства

О милосердный Спаситель, соблаговоли укрепить меня этим таинством, которое Ты установил ради спасения больных. Верю, что это таинство дарует силы; верю, что оно принесёт мне здоровье, если это будет полезно для моей души. Верю, что в нём Ты отпустишь мне грехи и даруешь помощь душе и телу. Посему я желаю сейчас принять его. Желаю очиститься от всех грехов, которые я когда-либо совершил; ради удовлетворения Тебе за все мои грехи я с охотным сердцем перенесу все страдания моей болезни. Очисти меня ныне, укрепи и обнови таинственной благодатью, о Всемогущий Боже, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Молитва после принятия таинства

О мой Боже, я спокоен, и тишина наполняет мою душу. Пред Тобою открыл я сердце моё, а Ты простил мой грех. Святым помазанием Ты укрепил моё тело и поддержал во мне надежду. Прими моё благодарение, о благой Иисус.

Ты пришёл ко мне в святом Причастии, как приходил к больным, чтобы исцелить их, подержать и восставить из страданий. «Уже не я живу, но Ты живёшь во мне». Благодарю Тебя, Иисус, и об одном лишь прошу: не оставь меня одного, останься со мною, ибо день клонится к вечеру и мне тяжело страдать в одиночестве. Уповаю на Тебя и люблю Тебя всем сердцем, Господь мой и Бог мой. Аминь.

Молитвы страждущих

О Иисус, Сын Божий и Сын Человеческий. Ты Сам познал страдание и боль, Ты нёс больным облегчение и исцеление. Вот и я в болезни моей обращаю к Тебе моё сердце и очи. Помилуй меня, утиши моё страдание, дай мне свет Твой, чтобы я мог лучше понять смысл боли и болезни. Дай силы пережить это испытание и поддержи во мне надежду. Направь мысли мои к горнему и предвечной истине, помоги познать волю Твою. Благоволи вернуть мне силы и здоровье. Через Тебя, о страдающий Спаситель, и в Тебе я соединяюсь со всеми страждущими членами Твоего Мистического Тела, святой Церкви, и жертвую Тебе все скорби мои ради славы Твоей и за Церковь нашу святую. Аминь.

Молитва в болезни и страдании

О сладчайший Спаситель! Твоё святое Тело познало страдание и муки. Ты предал Себя за нас, ради спасения души человека. Сегодня моё тело страдает, охваченное болезнью. Верю и знаю, что Ты можешь даровать мне исцеление, если такова будет воля Твоя.

Прошу Тебя, помоги мне с миром в сердце принять Твою волю. Дай мне смелость и научи терпению, Аминь.

Молитва о всех страждущих

Господи Иисусе Христе, услышь просьбы, мольбы и слёзы всех страждущих и больных. Даруй им утешение, освети их жизнь, отмеченную печатью страдания, и будь светом на пути, по которому они идут к своей цели. Прошу Тебя за всех страждущих в нашем приходе и во всём мире, тех, кто страдает дома, в больницах, стремится поправить своё здоровье в санаториях. Удели всем им благодать Свою. Боже, скажи им, что слёзы и кровь человеческие никогда не истекают бессмысленно, ибо всех Ты желаешь сделать Твоими соработниками в деле спасения мира, чтобы они открыли Лик Твой, запечатлённый в сердце каждого из нас, Аминь.

Последнее напутствие (виатик)

Переходя из земной жизни в вечность, верующий человек получает последнее напутствие — виатик Тела и Крови Христа, и залог воскресения, по словам Господа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6, 54).

После исповеди и разрешительной молитвы (или после обряда покаяния, если больной исповедовался ранее) священник уделяет больному полную индульгенцию в час смерти словами:

Властью, данной мне Апостольским Престолом, даю тебе полную индульгенцию и прощение всех твоих грехов во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Или:

Через святые тайны нашего искупления да избавит тебя всемогущий Бог от наказания в этой и в грядущей жизни, да откроет Он тебе врата небесные и приведёт тебя к радости вечной.

Все отвечают: Аминь.

Затем, в зависимости от обстоятельств, кто-либо из присутствующих или сам священник читает краткий отрывок из Священного Писания (например, Ин 6, 54-55; Ин 6, 54-59; Ин 14, 23; Ин 15, 4; Ин 14, 6; 1 Кор 11, 26).

Если позволяет состояние больного, он обновляет крещальные обеты. После краткого введения священник спрашивает:

С. Веруешь ли ты в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли?

Больной отвечает: Верую.

С. Веруешь ли ты в Иисуса Христа, единственного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?

Больной отвечает: Верую.

С. Веруешь ли ты в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?

Больной отвечает: Верую.

Если позволяет состояние больного, произносится краткая литания о больном.

Затем все произносят Молитву Господню «Отче наш», после которой священник преподаёт больному Причастие как виатик, как пищу на пути к вечности (от слова via — путь).

После слов: Тело Христово.

Больной отвечает: Аминь.

Священник добавляет:

Да сохранит тебя Христос и приведёт тебя к жизни вечной.

Больной отвечает: Аминь.

Обряд завершается благословением больного и присутствующих.