Таинство Евхаристии

Всякая стяжаемая нами через таинства благодать Божия связана со спасительной Жертвой Христа, присутствующей в святой Мессе. Поэтому Евхаристия занимает центральное место среди других таинств.

«На Тайной Вечере, в ту ночь, когда Спасителя нашего предавали, Он установил Евхаристическую жертву Тела и Крови Своей, чтобы увековечить в ней Жертву Креста до тех пор, пока Он не придёт. И потому Он доверил Церкви, Своей возлюбленной Невесте, воспоминание о Своей смерти и Воскресении: таинство благочестия, знамение единства, узы любви, пасхальную трапезу, «на которой Христос вкушается, душа благодатью преисполняется и залог грядущей славы нам даётся».

Поэтому Церковь усердно заботится о том, чтобы верные присутствовали при этой тайне веры не как посторонние и немые зрители, но, верно понимая её через обряды и молитвословия, сознательно, благочестиво и деятельно участвовали в этом священнодействии, поучались Словом Божиим, подкреплялись трапезой тела Господня, воздавали благодарение Богу, принося непорочную жертву, причём не только руками священника, но и вместе с ним, учились приносить в жертву самих себя и изо дня в день через Христа Посредника совершенствовались в единении с Богом и друг с другом, дабы Бог стал, наконец, всем во всём» (SC 47, 48).

Евхаристия — это таинство Церкви, её знак, она творит и укрепляет Церковь. Евхаристия — сердце жизни Церкви. В ней Иисус Христос приносит в жертву Своё Тело и Кровь под видом хлеба и вина Богу Отцу, а нам даёт вкусить Себя в Причастии. Тем самым Он дарует нам вечную жизнь и создаёт внутреннее единство всей общины Церкви. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6, 54. 57).

Евхаристия является также неразделённым образом, жертвой, делает присущей Крестную Жертву; воспоминанием смерти и Воскресения Господа, говорящего: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк 22, 19), священной трапезой, во время которой Народ Божий через принятие Тела и Крови Господней становится причастником благ пасхальной Жертвы, обновляет Новый Завет, единожды заключённый Богом и запечатлённый Кровью Христа, а в вере и надежде предвосхищает эсхатологическую трапезу в Царстве Отца, возвещая смерть Господа «доколе придёт». «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10, 17). Благодаря Евхаристии все мы — одно тело, которое есть Церковь.

Евхаристия — это благодарение за спасение, ибо спасительная Жертва Христа на кресте делает нас участниками спасительных таин. В греческом языке «евхаристеин» означает «благодарить». Во время Тайной Вечери Христос возносил Богу благодарение.

В Евхаристии Иисус Христос прославляет Бога и освящает мир. Это — самое совершенное прославление Бога и освящение мира.

Смысл и цель Евхаристии — любовь к Богу и людям. Христос установил Евхаристию из любви к Отцу и людям, и плодом её должна быть любовь к Богу и людям. Евхаристия — это таинство любви.

СВЯТАЯ МЕССА

Святая Месса — это вершина культа, воздаваемого нами Богу Отцу, ибо в ней через Христа, со Христом и во Христе мы наиболее совершенным образом прославляем нашего Отца, благодарим Его, просим и молим о прощении.

Святая Месса — это центр всей христианской жизни: для всей вселенской Церкви, равно как и для поместных Церквей и каждого верного. Ибо она есть вершина делания, которым Бог освящает мир в Иисусе Христе.

Святая Месса является наиболее существенным источником нашего освящения, ибо в ней присутствует Сам Иисус Христос и Его дело спасения: жизнь, страсти, смерть, воскресение и славное вознесение. Поэтому «всякий раз, когда совершается на алтаре жертва Креста, в которой был заклан Христос, Пасха наша, совершается дело нашего искупления» (LG 3).

В святой Мессе Христос приносит Себя в жертву Отцу за нас и вместе с нами. Господь Иисус всегда с нами, особенно тогда, когда мы молимся совместно, собираемся во имя Его. Он обещал нам: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф 18, 20).

Во время святой Мессы Христос Господь присутствует и в Слове Божием, и в лице священника, служащего Божественную литургию, и во всей общине, участвующей в литургии. Особым образом Он присутствует под видом хлеба и вина после их пресуществления в Тело и Кровь Христовы.

Святая Месса — это не только Жертвоприношение Христа и священника, но всего народа, то есть всех верных, о чём нам напоминают слова священника:

Молитесь, братья и сёстры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу всемогущему.

Из этого следует, что мы должны активно и набожно в этом жертвоприношении участвовать. Это участие, прежде всего, должно быть духовным со-принесением вместе со священником в жертву Богу непорочного дара Тела и Крови Христа. В то же время мы должны учиться жертвовать Ему самих себя и всю нашу жизнь.

Полное участие в святой Мессе выражается в принятии святого Причастия, в котором мы ещё более совершенным образом соединяемся со Христом, а через Христа — с Отцом и ближними. Поэтому важнейшим испытанием для нашего участия в святой Мессе является отношение к ближним. К служению Евхаристии вместе со Христом и всей Церковью призваны и все её члены. Каждый, принявший таинство крещения и миропомазания, включён в общее священство Христа и по этой причине обязан по крайней мере в воскресенье и установленные Церковью праздники участвовать в Священном Жертвоприношении. Оно есть служение и знак любви ко Христу и Его Мистическому Телу — Церкви.

Святая Месса состоит из двух частей: ЛИТУРГИИ СЛОВА и ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЛИТУРГИИ. Однако обе эти части настолько связаны между собою, что составляют единый акт культа.

НАЧАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

Цель этих обрядов — объединить всех собравшихся в одну общину, а также подготовить их к слушанию Слова Божия и достойному участию в Евхаристии.

ЛИТУРГИЯ СЛОВА

Она охватывает чтения из Священного Писания, во время которых мы должны внимать словам, которые направляет к нам Сам Бог. На услышанное Слово Божие мы можем ответить совместным пением, исповеданием веры, а также молитвой верных о Церкви, всём мире и приходской общине.

ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИЯ

В ней мы различаем три части:

Приготовление даров: в это время мы поём соответствующую песнь и приносим дары, необходимые приходской общине, епархии или предназначенные для других целей. Этим мы готовим себя к участию в Евхаристическом Жертвоприношении, выражаем нашу готовность жертвовать собою ради Бога и людей.

Евхаристическая молитва: побуждает всех верных соединиться со Христом в прославлении великих деяний Бога и совершении Жертвоприношения.

Радостным и благодарственным прославлением Отца, прежде всего, является префация, которую мы завершаем песнопением «Свят, Свят, Свят». Христос приносит Жертву Отцу в момент пресуществления, а мы делаем её нашей жертвой, принося после пресуществления в жертву Богу Непорочный Хлеб и самих себя. Затем, вместе со Христом, присутствующим на алтаре, мы просим Отца за Церковь, за всех её членов, живых и усопших. Отвечая «Аминь» на завершающее Евхаристическую молитву песнопение «Через Христа…» мы как бы ставим свою подпись под молитвой священника.

Обряд причащения: это жертвенная трапеза, где Сам Христос вкушается под видом хлеба и вина. Это явственно следует из слов Самого Христа Господа, Который, устанавливая таинство Евхаристии, повелел: «Примите, ядите… Пейте… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную».

В святом Причастии мы соединяемся с Христом Господом. Но невозможно соединиться с Господом Иисусом, если человек не живёт в согласии и единстве с братьями. Поэтому мыслью о прощении, мире и единении исполнены все молитвы и действия, предваряющие святое Причастие. Мы должны помнить, что после святого Причастия надо открыть сердце для неисповедимой благости Бога и благодарить Его за всё.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОБРЯД

Святая Месса заканчивается благословением священника и отпустом верных, дабы «каждый возвратился к своим благим делам, восхваляя и славя Бога».

Условием полного участия в святой Мессе, то есть принятия святого Причастия, является состояние освящающей благодати (необходимо не чувствовать за собой смертного греха) и благое намерение. Обязательный евхаристический пост состоит в воздержании от пищи и пития за один час до принятия святого Причастия. Пост не распространяется на воду и лекарства.

Молитва перед Святой Мессой

О наш Господь Иисус, в святой Мессе Ты приносишь Себя в жертву Отцу ради наc. Ты есть жертва и пища для душ, которые Ты возлюбил до конца. Ты приходишь не затем, чтобы Тебе служили, но чтобы служить. Мы твёрдо веруем в то, что Ты приносишь Себя как Жертвоприношение за всех людей, живых и усопших, ибо на кресте Ты умер за всех, за всех пролил Свою Кровь, искупившую наши грехи. Мы приходим к Тебе, уповая на то, что Твоё Тело и Кровь в Святейшей Жертве исцелят нас, укрепят наши силы, наши души и нашу волю.

Иисус, приносящий Себя в Жертву на Кресте и на алтаре — пребудь с нами. Дай нам осознать необходимость принесения Тела и Крови Твоей в жертву во искупление многих. Помоги нам понять, что и в нашей жизни необходимо самопожертвование, ибо зерно должно умереть, чтобы принести плод. Аминь.